|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

§3636. АРАЛЬСКОЕ МОРЕ (НТ, § 24)

36.1. Река, на которой стоял Ургенч, впадает в Аральское море. Не исключено, что это первое упоминание Аральского моря в западной средневековой литературе400. По крайней мере, на карте Московии Антония Дженкинсона (1562 г.) Арал не изображен, хотя и представлены Каспийское море, область Бухара и город Ургенч; река, на которой он стоит, впадает в Каспий401. Л. Берг, посвятивший специальное исследование истории открытия Аральского моря, анализирует девятую главу книги брата Иоанна и рассказ брата Бенедикта, записанный кельнским схоластом, и приходит к выводу, что они не упоминают Арала402. Видимо, Л. Берг не обратил внимания, что сообщение о море содержится у брата Иоанна в пятой главе (LT, V. 26).

В «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского сообщается: «Урканское озеро и Каспийское обособлены от других морей, но если следует слушать тех, кто пишет о землях, то одно озеро сливается, проходя сквозь пустыню, с другим, и оба соединяются с великим морем»403. Урканское озеро - это Гирканское404 (Каспийское) море. Что же в таком случае означает второе озеро под названием Каспийское? Известно, что отрывок из «Шестоднева» восходит к «Метеорологике» Аристотеля, где говорится о двух морях с такими же названиями (Аристотель. Т. 1. 10)405. На венецианской карте 1320г. Марино Сануто изображено Mare caspis, yrcanum, de Sara, т. e. море Каспийское, или Гирканское, или Сарая (по названию столицы в низовьях Волги Сарай-Бату); к востоку от этого моря находится озеро под названием Caspium mare. Таким образом, Каспийское море дважды нанесено на карту, что вполне объяснимо влиянием сведений Аристотеля. Следовательно, у нас нет оснований, вслед за Г. С. Баранковой406, полагать, что в ранней русской редакции Шестоднева Иоанна, Экзарха Болгарского под Гирканским морем подразумевается Аральское море.

36.2. Л. Берг полагает, что маршрут францисканской миссии 1245 г. прошел севернее Арала. Эту ошибочное, на мой взгляд, мнение разделяет большинство комментаторов407, и основано оно на материалах девятой главы из донесения брата Иоанна, где описывается обратный путь посланников. Вернемся к устному сообщению брата Бенедикта, записанному в Кельне. Текст содержит ошибку, внесенную схоластом: город Орнам (Ornarum) обозначен как город в Комании. На самом деле Орнам - это Ургенч, столица Хорезма. Схоласт пишет: в Комании «расположен богатый город Орнам, взятый тартарами при помощи наводнения» (Relatio Fr. Benedicti Poloni, 6). Границы Комании в восприятии схоласта представляют какую-то немыслимую картину, в отличие, скажем, от ясной картины у брата Иоанна (LT, IX. 20). Далее аноним пишет, что на границе Комании посланники пересекли реку Яик, за которой началась земля кангитов; по этой области они ехали двадцать дней, видели обширные солончаки и соленые потоки, которые схоласт принимает за Меотидские болота, и наконец восемь дней следовали по песчаной пустыне, пока не прибыли в город Ианкинт (Янгикент), жители которого поклоняются закону Магомета; затем они вступили в землю каракитаев, где обнаружили море, которое аноним принимает за Каспийское (Relatio Fr. Benedicti Poloni, 8). Таким образом, под пером схоласта Ургенч «выпал» из описания маршрута от реки Яик до Сыр-Дарьи, что и позволило современным исследователям рисовать путь миссии севернее Аральского моря. Восстановить маршрут можно следующим образом.

Отправившись из лагеря Бату-хана на Волге, францисканцы, сопровождаемые двумя монгольскими вестниками, пересекли страну команов - степь Дешт и-Кипчак. За рекой Яик (Урал) путешественники вступили на плато Устюрт, в пределы кочевников - кангитов. Это была хорошо известная дорога, на которой лежали караван-сараи и имелись источники пресной воды408. Далее их путь лежал через города Хорезма и Мавераннахра, «страну Биссерминов», как называет ее брат Иоанн. От Ургенча посольство проехало вдоль южного берега Арала и останавливалось в Янгикенте. Послы должны были переправиться через великие среднеазиатские реки - Аму-Дарью и Сыр-Дарью (в отчете упомянуты обе реки, но о переправе через них не говорится). Дальнейший путь пролегал вдоль предгорий Тянь-Шаня, по краю пустыни Джунгарии, через земли каракитаев, где путешественники видели город Эмиль.

Точно такой же маршрут на участке от лагеря Бату до Ургенча повторил армянский царь Хетум, направляясь в ставку великого хана в Каракорум в 1254 г. Из столицы Киликийской Армении, города Сиса, царь проехал на Волгу в ставку Бату. Там, согласно сведениям Киракоса Гандзакеци, царю «был оказан большой почет и гостеприимство. Потом его послали в долгий путь на тот берег Каспийского моря к Мангу-хану. Отправившись в путь от них шестого числа месяца марери [13 мая], переправившись через реку Айех (Яик), они прибыли в Ор [Ургенч?], расположенный на полпути между [местопребыванием] Батыя и Мангу-хана. Переправившись через реку Ертич [Иртыш], они вступили в страну Наимана, [потом] поехали в Кара-китай и достигли Татаристана [Монголии] четвертого числа месяца гори [13 сентября] и в день праздника Воздвиженья креста были представлены Мангу-хану, восседавшему во всем величии своей славы» (Каракас Гандзакеци. 58). Венецианские купцы братья Поло в 1260-х годах совершили торговое путешествие от берегов Волги до Китая. Продав драгоценности монгольскому хану Берке, который жил в Болгаре и Сарае, братья решили странствовать со своими товарами по «восточной дороге», тогда как «западная дорога» вела через Крым в Константинополь. Выйдя из Болгара, «пошли они к городу, что был на границе земли западного царя и назывался Укака [город Увек на Волге]. Выйдя отсюда, переправились через реку Тигри [Волгу] и семнадцать дней шли пустынею. Не было тут ни городов, ни крепостей, одни татары со своими шатрами да стадами. Перейдя через пустыню, пришли они в Бухару. Город большой, величавый. Бухарою зовется и вся страна <...> Во всей Персии Бухара самый лучший город» (Марко Поло, с. 45-46). «Пустыня», по которой братья Поло шли семнадцать дней, включала плато Устюрт. Попасть в Бухару за этот срок было невозможно. По Пеголотти, путь от Сарайчика до Ургенча занимал двадцать дней. В январе 1333 г. Ибн-Баттута затратил тридцать дней, чтобы пересечь в арбах, запряженных верблюдами, путь от Сарайчика до Хорезма (Ибн Баттута, с. 72). По сведениям английского купца Антония Дженкинсона (1558 г.), полученным от татарского купца, живущего в Бухаре, путь из Астрахани до Сарайчика занимал пятнадцать дней, а из Сарайчика до Ургенча тоже пятнадцать дней; «на этом 30-дневном пути нет ни жилищ, ни домов; поэтому путешественники живут в собственных палатках и везут с собой различные припасы для еды; а для питья там много колодцев с пресной водой, которыми можно пользоваться ежедневно на недалеких одно от другого и равномерно расположенных местах остановок» (Дженкинсон, с. 190).

В начале XIV в. флорентиец Франческо Пеголотти в своем трактате «Practica della Mercatura» (Торговое дело) дал подробные указания для торгового сухопутного путешествия в Северный Китай через Тану. Из Таны - венецианской торговой фактории на южном берегу Крыма - до Джинтархана путь на волах занимал двадцать пять дней, а на лошадях только десять-двенадцать дней. По пути встречается много вооруженных людей. От Джинтархана до Сарая на Ахтубе один день по водному пути. От Сарая до Сарайчика на реке Яик восемь дней пути водой: сначала по Волге, потом вдоль берега Каспийского моря до устья реки Яик. «Туда можно пройти и сухим путем, - пишет Пеголотти, - но отправляются обычно водой вследствие более дешевой перевозки товаров». От Сарайчика до Ургенча через плато Устюрт 20 дней в повозке на верблюдах. «Кто отправляется с товарами, тому следует пройти в Органчи [Ургенч], так как там идет бойкая торговля. От Органчи до Ольтраро [Отрар на Сыр-Дарье] от 35 до 40 дней пути в повозке на верблюдах». Из Сарайчика купцы, идущие без товаров, направляются прямой дорогой в Отрар, минуя Ургенч, и доходят до Отрара за 50 дней. От Отрара до Армалекко [в долине р. Или] 45 дней пути на ослах. От Армалекко до города Канчу у западного конца Великой Китайской стены 70 дней пути на ослах, и от Канчу до притока Желтой реки - Танхо - 45 дней пути на лошадях. От этой реки можно отправиться в Кассай и там продать все взятые с собой серебряные слитки, так как это очень торговый город, а от Кассая ехать уже с деньгами, полученными в обмен на проданное серебро». Маршрут, через Среднюю и Центральную Азию, по которому одними из первых европейцев проехали папские посланники, менее чем за 50 лет превратился в хорошо известную торговую дорогу для купцов из Западной Европы.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|