|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

§3232. ЗЕМЛЯ БИСЕРМИНОВ (НТ, § 24)

Страну бисерминов из донесений францисканцев принято отождествлять с Хорезмом, на что, помимо общей географии его книги, указывают названия городов lanicint, Barchin, Ornas и титул главы государства Altisoldan. В российской историографической традиции это отождествление восходит еще к H. M. Карамзину374.

В bisermini следует видеть искаженное тюрк. *busurman / *büsürmen, происходящее из перс, musulman < араб, 'мусульмане' (мн. ч.). Возникновение b- на месте *т- объясняется обычным тюркским чередованием b- / т-, а в данном случае имеет еще и дополнительное объяснение как результат диссимиляции начального *т- с *-т- в середине слова. Переход */ > r несколько более необычен, но, в общем-то, нередок в тюркских языках среднеазиатского ареала: ср., например, диалектные формы типа туркм. musyrman, уйгур., казах., кирг. musurman - 'мусульманин'375. По-видимому, к какому-то среднеазиатскому источнику восходят в конечном счете и формы турец. (диал.) musurman376, кумык., балкар. busurman377. Положение о среднеазиатских истоках рассматриваемой формы согласуется с традиционным отождествлением земли Бисерминов с Хорезмом.

В русских источниках ХШ-XV вв. встречаются этнонимы бесермены / бесурмены, что, в принципе, может указывать на русский источник сведений францисканцев378. В записке купца Федора Котова о Персии (1624 г.) сообщается: «А персы и кизылбаши зовутца бусорманы, потому что у мужсково полу обрезывают срамные уды их попы»379.

Не исключено, впрочем, и другое объяснение, так как распространение данного слова не ограничено тюркскими и русским языками: праформе слова Bisermini почти точно соответствует венгерское (устар.) böszörmény - 'мусульманин', которое было зафиксировано в форме bezermen еще в XIII в. и поэтому не может рассматриваться как заимствованное из турецкого языка, а считается хазарским или печенежским заимствованием (с праформой типа *besermen / *büsürmän)380.

Кроме того, это слово, согласно исследованию В. В. На-польских, в той же огласовке присутствует сегодня в качестве этнонима в Предуралье, являясь названием (в том числе и самоназванием) говорящих на удмуртском языке бесермян (удм. beśserman), живущих в северных районах Удмуртии. Диалект удмуртского языка, на котором говорят бесермяне, стоит особняком в системе современных удмуртских диалектов, сближаясь по разным признакам с северными, южными и периферийно-южными диалектами381. Особенности материальной культуры бесермян (прежде всего традиционная одежда) указывает на их чрезвычайно тесные связи в прошлом с чувашами382. В русских источниках XIV-XV вв., касающихся территории бывшей Волжской Булгарии, бесермены неоднократно упоминаются как определенная, отличная от татар, черемисов (марийцев), мордвы группа местного населения, в особенности некоторых городов (Булгар, Казань, Джукетау)383. Поскольку под татарами русские источники этого времени имеют в виду безусловно мусульманское население, в бесерменах (='мусульмане') следует, по предположению В. В. Напольских, видеть не конфессиональную, а этническую группу, скорее всего каких-то потомков булгар. Постепенное исчезновение этого этнонима, вероятно, связано с кипчакизацией населения бывшей Волжской Булгарии, происходившей в XIV-XV вв.384, в ходе которой в Казанском Поволжье распространение получили такие названия, как мусульмане (по конфессиональному признаку), тюрки (по этноязыковому признаку) и татары - первоначально экзоэтноним, принесенный вместе с монгольским нашествием и служивший с XIII в. (прежде всего у русских) для обозначения разнообразного по происхождению тюркского (кипчакоязычного) населения Золотой Орды, затем - Казанского ханства. Характерно, что еще в первой половине XVI в. татары предпочитали называться besermeni, а не turki, что свидетельствует о длительном сохранении высокого статуса у рассматриваемого здесь этникона. Герберштейн пишет: татары разделяются на орды (Заволжская, Перекопская, Ногайская и другие): «все исповедуют магометанскую веру; однако, если их называют турками (turcae), они бывают недовольны, почитая это за бесчестье. Название же "бесермены" (besermeni) их радует, а этим именем любят себя называть и турки».

Таким образом, имеющиеся материалы подтверждают возможность существования в X-XIII вв. в Хорезме какой-то конфессиональной или этноконфессиональной группы, называвшейся *besermen - 'мусульмане'. К этому названию могут восходить слово Bisermini в донесениях францисканской миссии 1245 г., венгерское (уст.) böszörmény - 'мусульманин' (при печенежском или ином посредстве), русское бесермен / бесурман - название этносоциальной группы населения бывшей Волжской Булгарии и самоназвание бесермян (besérman; оба последних слова - через булгарское посредство).

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|