2 АВГУСТА. Пресвятая Дева Мария Царица Ангелов - «Порциункула» Ассизское прощение

02 августа, radiovatocana.org:

Каждый год 2 августа в Ассизи проходит традиционный Праздник Прощения, на который съезжаются паломники со всех уголков мира. За всё время существования этого праздника в Порциункуле побывали миллионы мужчин и женщин, стяжавших отпущение грехов и индульгенцию, то есть отпущение временной кары за грехи. Какова история этого праздника?
В начале XIII века небольшая церквушка у подножия холма, на котором расположен город Ассизи, приобретает особое значение для cв. Франциска и его первых собратьев. Это место называется Порциункула, и именно здесь святой покровитель Италии жил в бедности, основал францисканский орден, именно отсюда посылал братьев во все стороны света как посланников мира. Традиция Праздника Прощения была заложена во время встречи Франциска с Папой Гонорием III, когда монах из Ассизи испросил у Св. Отца индульгенцию для всех, кто будет приходить паломничеством в Порциункулу. Он также добавил, что жаждет не «лет, а душ» и что говорит не от себя, а от имени Того, Кто его послал, а именно Иисуса Христа. Поэтому в 1216 году Папа Гонорий III пожаловал индульгенцию всем, кто 2 августа посетит Порциункулу. Счастливый Франциск, получив согласие Папы, направился к выходу, но Св. Отец окликнул его и спросил, почему тот уходит без документов, подтверждающих индульгенцию. На что Франциск ответил, что ему достаточно слова Папы. «Если эта индульгенция – дело Божье, - пояснил Святой, - тогда сам Господь позаботится о нем. Не нужны никакие документы, - добавил Франциск. - Пресвятая Дева Мария будет указом, Христос – нотариусом, а ангелы – свидетелями».
Но какое значение кроется в этом слове и каким образом можно положить прощение в основу нашей жизни? Прощение является безвозмездной инициативой Бога, Который желает нашего спасения. И св. Франциск это прекрасно понимал, именно поэтому он старался показать людям милосердие Бога и путь полноценного спасения. Получив прощение, необходимо обновить жизнь. Индульгенция, испрошенная св. Франциском, является дополнительной благодатью, с помощью которой Господь, простив нас, дарует нам возможность начать по-настоящему новую жизнь.
Любовь Бога, переливающаяся через край: именно она сподвигла святого Франциска поделиться ею с другими в уверенности, что в любой ситуации духовной засухи и смерти Христос может вновь возродить жизнь. Во время молитвы в церквушке Порциункула святой Франциск попросил об индульгенции для всех, кто, раскаявшись и приступив к Исповеди, посещает эту небольшую часовню. После молитвы, на которую Бог сразу дал ответ, Франциск объявил верным Ассизи: «Братья, хочу всех вас отправить в рай». И вот уже семь столетий через ворота Порциункулы проходят миллионы верующих, примирившихся с Творцом. 
Напомним, что, согласно учению Католической Церкви, индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена. Учение об индульгенциях и практика индульгенций в Церкви тесно связаны с последствиями Таинства Покаяния. Грех влечет за собой двойное последствие. Тяжкий грех лишает нас общения с Богом и закрывает доступ к вечной жизни; лишение ее называется "вечной карой за грех". Но и любой грех, даже малый, ведет к неупорядоченной привязанности к творениям, от которой необходимо очиститься либо на земле, либо после смерти, в состоянии, называемом Чистилищем. Это очищение освобождает от того, что называется "временной карой" за грех. Обе эти кары не должны пониматься как месть Бога; ибо они вытекают из самой природы греха. Обращение, порожденное горячей любовью, может привести к полному очищению грешника, так что ему не придется уже претерпеть никакой кары. Прощение греха и восстановление общения с Богом приводят к отпущению вечной кары за грех. Но остается временная кара. Терпеливо перенося боль и различные испытания, а также спокойно глядя в лицо смерти, христианин должен стараться принимать как благо эту временную кару за грех; он должен приложить все усилия, чтобы делами милосердия и любви, а также молитвой и различными делами покаяния совершенно изжить в себе "ветхого человека" и облечься в "нового человека". Индульгенция, таким образом, и есть освобождение от временной кары. Именно в этом заключается и суть индульгенции Ассизи. Совершая определенное действие – в данном случае посещая Порциункулу или другую францисканскую или приходскую церковь, – верующий, который уже примирился с Богом в Таинстве Покаяния, стяжает полную индульгенцию.

 

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх