"Царство Иисуса привлекает к себе силой свидетельства любви". Проповедь архиепископа Павла Пецци в Торжество Христа Царя, 23 ноября 2014

 Москва,  25 ноября 2014 года, cathmos.ru  – В это последнее воскресенье рядового времени мы прославляем Христа Царя всей вселенной: Его престол — это Крест, потому что оттуда Христос правит всем миром с милостью и прощением, с милосердием и справедливостью.

 
Сегодня литургия говорит нам о Царстве и о Царе совершенно уникальным образом: этот Царь сам идёт навстречу своим подданным. Он заботится о них даже когда у него есть сотрудники, которые должны были бы помочь Ему, хотя по правде говоря, они не всегда заботятся о народе. Царь, который заботится о Своём народе: это, наверное, лучшее определение этого необычного Царя.
 
Да, дорогие братья и сёстры! Сам Господь Бог является этим Царём. Мы можем сказать, что наш Царь — это сам Бог. И смиренное присутствие этого нашего храма является знаком заботы Господа Бога о нас. Здесь, в этом доме Божием, мы встречаем Его, мы находим Его дружбу. Здесь мы можем постоянно найти для себя живые отношения с нашим Царём. Здесь мы находим Его присутствие в Тайне Пресвятой Евхаристии. Здесь мы обращаемся к Нему. Здесь мы обретаем утешение и упование на Него. Здесь в буквальном смысле мы можем повторять слова, которыми мы молились в псалме: «Господь — Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться. Благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей». Кто бы не желал жить всегда вместе с Богом?
 
Но смотрите, этот Царь не только заботится о каждом из нас, пока мы находимся здесь, в Церкви, но Он беспокоится о нашей судьбе, где бы мы ни были. Как это ни странно, не только мы ищем Бога, но Бог сам ищет нас. И даже когда мы перестаём искать Его, и тогда Бог ищет нас: «потерявшуюся отыщу», говорит Он. Этот Царь не оставляет нас когда мы находимся далеко от Церкви, когда мы пребываем в изгнании – и не только в физическом, но и в моральном смысле, когда мы своими грехами, своим своеволием, своими предрассудками отдаляемся от Церкви: «угнанную возвращу».
 
И ещё Бог не оставляет нас когда мы болеем и страдаем, Он особым образом привлекает нас к Своим спасительным страданиям: «пораненную перевяжу, и больную укреплю». Да, Бог — это великий Царь, и Его милосердие, которое является отличительной чертой Его Царства, ничуть не оправдывает наше поведение, когда мы не хотим служить Ему: «а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде». Милосердие и истина идут вместе, рука об руку, и иногда страдание, которое мы должны пережить, является тем путём, которым Бог вдёт нас ко спасению, чтобы мы были счастливы. О если бы мы поняли какую любовь испытывает к нам этот Царь, Который предпочитает отдать свою жизнь за каждого своего подданного, чтобы он не погиб, но обрёл жизнь вечную!
Владычество Иисуса черпает свою силу не из изменчивых и ограниченных сил этого мира. Это Царство приходит не «снизу», но «сверху», с «небес». И поэтому, в отличие от всех царств этого мира, оно вечно, непоколебимо. Все другие царства — временные. Рано или поздно они рухнут, несмотря на их внешнюю мощь. Лишь Царство Сына Человеческого никогда не падёт. Более того, Его Царству предназначено включить в себя всю вселенную. Нам может казаться, что в этом мире владычествуют какие угодно силы, кроме силы Христа. И нельзя отрицать, что внешний ход событий иногда даёт повод так думать. 
 
Так произошло с Иудой Искариотом. Иуда отдал Иисусу всю свою жизнь, разделил с Иисусом все три года, когда они вместе возвещали Царство Небесное, умножали хлебы и рыбы для людей. Иуда видел все исцеления, все чудеса, но у него было свое представление о царстве, и этот образ не совпадал с тем Царством Христа, которое уже открывало свои начатки. И тогда рухнули ожидания Иуды, все его надежды на новое царство: Иуда чувствовал себя "преданным" Иисусом и потому решился сам предать Его. 
 
В нашей жизни мы тоже можем чувствовать себя "оставленными" Христом, когда у нас есть определенные ожидания, или вернее, "претензии" и, как нам кажется, эти ожидания, эти обещания не исполняются. Сколько раз приходится слышать, как люди бросают веру, теряют ее, потому что Бог «не должен был делать то, что Он сделал, или позволить то, что Он позволил». Бог кажется им слабым, только потому, что Его мысли не совпадают с нашими мыслями, Его пути не являются нашими путями, и наши планы не имеют ничего общего с Замыслом Божиим. Так и Иуда не допускает мысли о том, что возможно поражение Сына Божьего, и тогда он решает сам прекратить Его миссию. Но действительно ли наш замысел — единственно хороший и правильный? Не лучше ли будет допустить, что у Бога, быть может, есть другой Замысел, и он может оказаться более добрым, всеобъемлющим, способным спасти человека? 
 
Сегодня Господь Царь вселенной говорит нам именно это. Твое впечатление — ложное. Твой замысел — неправильный. И если смотреть глубже и внимательнее, то мы увидим, что он обманчивый, что он поверхностный. Тот, кто на самом деле держит вселенную в Своих руках, — это Христос. И в конце истории это станет ясным, очевидным для всех; в том числе и для тех, кто сегодня, также как и вчера, пронзают, ранят Его. 
 
Несмотря ни на что, Христос — это единственный Царь, которого никто не может свергнуть с престола. И в этом — источник нашего покоя и нашей надежды. Но откуда мы черпаем эту уверенность? Не нужно ждать до Страшного Суда, чтобы получить ответ. Уже сейчас есть видимые знаки того, что Царство Иисуса, несмотря на его внешнюю слабость, действительно сильнее всех. Какие это знаки? 
 
Великие державы, которые ещё вчера казались нерушимыми, пали, исчезли как дым. А Царство Иисуса, Царство закланного, беззащитного Агнца, наоборот, остаётся. Церковь остаётся. И останется всегда. Да, Христос — Царь, «Владыка царей земных». Именно об этом трогательно свидетельствует история нашей Церкви, об этом свидетельствуют даже сами камни этого храма. Вот почему сегодня мы можем утверждать: да, всё пройдёт. Но Христос будет царствовать вечно. Его Царство «не разрушится», потому что оно не «от мира сего».
 
Иисус на престоле креста стоит как обезоруженный, одинокий, беззащитный человек. У Него нет армии, чтобы защитить Себя, чтобы укрепить свою власть. Это и есть то, что отличает царство Иисуса. Царство Иисуса держится не на военной мощи, оно сохраняется и расширяется не с помощью насилия. Иисус привлекает людей, притягивает их к себе с помощью совершенно другой силы: силы своего свидетельства любви. Христос добывает Себе служителей, сам делаясь служителем своих слуг. 
 
В Царство Христа входят не по принуждению, а из любви. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; … был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Нет у Христа другой силы, кроме свидетельства этой любви, которая не «от мира сего», которая открывает «иной мир», мир истинного Бога. Сегодня у Христа нет иной силы, кроме Его свидетельства и свидетельства Его служителей. 
 
Мы собрались здесь сегодня, чтобы вновь повторить: да, это именно так. Это возможно. «Потому что безумие Божье разумнее мудрости мира сего, и немощное Божье, Его беззащитная любовь к нам сильнее страха человеческого». И вся история Церкви показывает нам, что чем более Царство Христа терпит гонение от земных властей, тем ярче сияет свидетельство Его служителей, и тем больше людей присоединяются к Христу. «Кровь мучеников — семя христиан». «Кровь христиан есть семя Церкви».
 
 
 

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх