Архиепископ Павел: дневник Синода, 19 октября. Перед нами открываются новые пути и немыслимые возможности

 Ватикан,  22 октября  2014 года,cathmos.ru  – Вчера в последний день работы Синода были представлены два документа: Послание  Синода (так называемый Nuntius) и Заключение или Итоговый документ (Relatio Synodi). Послание, как мне кажется, предлагает нам обратить взгляд на свидетельство семьи. И речь идет, прежде всего, о "нормальных", простых семьях, которые повсюду в мире живут красотой и миссией христианской семьи, которые несут всем надежду и веру, которые живут христианской любовью, преображающей и спасающей мир. Только смотря с такой точки зрения, мы сможем не скрывать повседневные проблемы, а решать их. И тогда наш разговор будет уже не обсуждением абстрактных проблем, а помощью конкретным людям, у которых есть трудности, радости, которые сталкиваются с непониманием других людей, которые сами иногда теряют путь, преодолевают испытания, ищут Бога. По моему опыту большое искушение нашей пастырской деятельности заключается в том, чтобы рассматривать вопросы лишь академически, не имея перед глазами конкретных людей в их конкретных ситуациях. В то время как наше возвещение должно достичь конкретных людей в их конкретных условиях. Но для этого нужно, прежде всего, уметь видеть и слушать этих людей.

 
Второй текст, Заключение Синода (Relatio Synodi), в первом чтении, честно говоря, показался мне немного "сухим" — наверное, требовалось больше времени, чтобы сделать эти слова более близкими именно к конкретным людям, и не только к заранее определенным идеологически ситуациям. Это было особенно заметно в отношении некоторых вопросов: формулировки слишком смутные, и поэтому они не удовлетворили  большую часть синодальных отцов. Эти статьи нужно будет написать заново, но это вероятно станет частью работы в епархиях по подготовке следующего Синода в октябре 2015 года.
 
 
Затем Папа Франциск прочитал свои собственные заключения. Меня поразила обстановка: да, Католическая Церковь действительно пребывает "cum Petro et sub Petro", сразу чувствовалось, что сила свидетельства и любви Католической Церкви осуществляется в ее единстве с Папой и под руководством Папы. Общение включает в себе этот принцип единства, сплоченности, без которого воцаряется хаос или авторитаризм. Папа Франциск говорил о том, что на Синоде были моменты утешения и разочарования. И были искушения: искушение сухо утверждать закон, и искушение быть "добрыми", не принимая во внимание на самом деле ситуацию конкретных людей. Искушение превратить камень в хлеб и хлеб в камень. Искушение спуститься с Креста и искать короткий путь. Но Франциск говорил, что его не смущали эти искушения, что он видел живое и единое собрание, которое свободно и честно ищет истину и старается применить ее. Папа призвал всех нас не падать духом, но окормлять стадо, вверенное нам, и воспринимать авторитет, данный нам Христом, как служение, и жить им.
 
Сегодня работа Синода завершилась заключительной Мессой на площади Святого Петра. Сегодня же Франциск причислил Папу Павла VI к лику блаженных. Когда он умер в 1978 году, мне было 18 лет. До этого я ничего не читал из того, что он написал, — ни одной энциклики, ни одной аудиенции. Я помню только его благословения "Urbi et orbi" на Рождество и на Пасху, когда у нас дома мама приглашала всех нас, детей, встать на колени перед телевизором и принять его благословение. И я помню до сих пор те моменты, его голос, чаще всего усталый, какой-то встревоженный, но одновременно уверенный и радостный: "Benedicat vos Omnipotens Deus"... 
 
Сегодня на площади святого Петра, в ожидании Папы Франциска, я подумал о блаженном Папе, о его страдании, о непонимании, которое он пережил, о его в буквальном смысле слова "мученичестве": ради свидетельства всей Церкви и всему миру о своей любви к Христу он был готов к смерти и смерти крестной, если воспользоваться этими словами о Христе, сказанными первым, кто носил это имя, — апостолом Павлом Тарсянином. Павел VI сделал весь свой понтификат возвещением Христа, Его любви к людям. Мне вспоминаются прекрасные слова проповеди в день закрытия Второго Ватиканского Собора, его апостольские поездки на Филиппины, в Святую Землю, после встречи с вселенским патриархом Афинагором и в Назарете. Для Папы Павла VI Христос — это все, буквально все: в Назарете "всего прежде мы учимся смотреть, слушать, размышлять и постигать глубокое и сокровенное значение сего весьма простого и столь прекрасного явления Сына Божия. Возможно, что мы также, совершенно неосознанно, учимся следованию за Ним" (Павел VI, Проповедь в Назарете, 5.01.1964). 
 
 
Это урок, необходимый и нам сегодня: на Синоде настоящая разница не между теми, кто за причастие разведенным, снова поступившим в Брак, и кто против (потому что все-таки это не две равноценно разные позиции: одна просто соблюдает традицию Церкви, другая же думает, что что-то можно изменить, и тогда она должна доказать обоснованность своей позиции). Проблема не в том, что предпочесть: доктрину вопреки пастырству или наоборот. Настоящая проблема в том, является ли Христос действительно тем критерием, в свете которого мы сталкиваемся со всем, в свете которого мы идем навстречу всему, хотя это и может показаться нам абстрактным. И если Христос кажется нам абстрактным, тогда мы очень легко можем подумать, что счастье для человека может заключаться в том, чтобы изменить пол, или сделать доктрину "хотя бы чуть-чуть более легкой", потеряв из виду, что настоящая драма жизни людей состоит в том, чтобы реализовать свою жизнь, достичь счастья, придать исчерпывающий, всеобъемлющий смысл своему существованию. И если Христа нет, если нет опыта Его взгляда, объемлющего нашу жизнь, если мы не верим, что Бог и Его замысел, открывающийся в Иисусе, — это самое действенное средство изменения реальности, то мы будем с печалью возлагать надежду на собственные силы, ища в них какое-то, хоть бы и временное удовлетворение. После встречи с Христом, не поняв до конца природу человеческой драмы и значение Христа, мы возлагаем надежды на свои дела. В этом смысле меня поразили слова Папы Франциска, сказанные в преддверии Синода, в память св. Франциска: "Чтобы проверить правильность наших шагов перед лицом современных вызовов, решающее условие — устремить наш взор на Иисуса Христа – Свет Народам, — и пребывать в созерцании Его Лика и в поклонении Ему… Всякий раз, когда мы возвращаемся к истоку христианского опыта, перед нами открываются новые пути и немыслимые возможности» (Проповедь 4.10.2014, ср. Доклад после дискуссии, 12). 
 
Я лично думаю, что нам нужно снова открывать личность и деятельность Папы Павла VI.  Для меня Павел VI — мученик, хотя он и не проливал кровь за веру буквально. Но с другой стороны, он как Понтифик отдавал свою жизнь день за днем за Христа. Павел VI положил свою жизнь на то, чтобы в Церковь не вошел "дым Сатаны", как он говорил, или, по крайней мере, чтобы этот смрад не отравил Церковь полностью. На мой взгляд, Папу Павла VI можно поставить в один ряд с Григорием Великим или Львом Великим. Он — защитник Церкви, но не в смысле сухой доктрины Церкви, а живого опыта Церкви, основанного на прочной доктрине. Можно сказать, что Павел VI — это Папа простого и надежного катехизиса Церкви, христианского вероучения.
 
 

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх