Дон Боско: печальные прогнозы и безграничное упование
Экономический кризис, безработица, кризис воспитания. В окружающем нас нестабильном мире с особой отчетливостью видно, что только человек, переживающий свое христианство как живую, жизненную реальность, может найти решение проблем человека. В каждом историческом контексте Господь дарует Церкви людей, которые своими действиями, самой своей личностью показывают, что в этом мире можно что-то изменить. В сложных социальных обстоятельствах они порождают новое человечество, становятся «глубоко завязанными» на нем, продвигая дела, которые и после их смерти продолжают быть примером для всех. Таким человеком был выдающийся педагог св. Иоанн Боско, или просто дон Боско. Повстречав сто пятьдесят лет назад беспризорных детей и оставшись рядом с ними, он вернул им достоинство и воспитал их настоящими христианами, то есть настоящими людьми.
Турин, 8 декабря. В ризнице церкви Св. Франциска священник готовится к Мессе. Внезапно он слышит вопли ризничего: «Мерзкий мальчишка, если ты не умеешь прислуживать на Мессе, что ты вообще здесь забыл? Вон отсюда, иначе получишь поленом». Священник спешит на шум и встает между мальчиком и ризничим: «Оставьте его, это мой друг. Иди на Мессу, потом здесь встретимся». В конце богослужения мальчик уже стоит на пороге. «Заходи. Сколько тебе лет, откуда ты?» - «Шестнадцать, - отвечает паренек. – Я родом из Асти и работаю каменщиком». Мальчик – круглый сирота, не умеет читать и писать. Узнав, что он не подходил еще к первому Причастию и не посещал катехизис, стесняясь своего возраста и несообразительности, священник спрашивает: «Будешь ходить ко мне, если я буду обучать тебя одного?». Мальчик сразу соглашается, и они немедленно принимаются за дело. Оба преклоняют колени и читают «Радуйся, Мария». После молитвы священник осеняет себя крестным знамением, и мальчик пытается сделать что-то подобное. Иерей замечает это и говорит: «Сейчас я научу тебя. Во имя Отца… Знаешь, почему мы называем Бога Отцом?» - «Нет». Священник начинает объяснять, но подросток ничего не понимает. Оказывается, он говорит только на диалекте. Священник улыбается и тоже переходит на диалект. «Жду тебя в воскресенье. И приводи друзей!» 26-летний священник смотрит вслед уходящему мальчику. «Нужно немедленно что-то сделать для таких ребят. Они должны встретить Бога, открыть и реализовать свое достоинство. Надо быть с ними», - думает он про себя. Шел 1841-й год. Тогда, как и во все времена, помимо всех социологических исследований, главным для человека были отношения с другими, а горизонт этих отношений – вечность.
Молодой падре не так давно прибыл в Турин, столицу Сардинского королевства. Он был простого происхождения, но имел за плечами солидное религиозное воспитание: это была заслуга мамы Маргариты. Дон Боско хорошо знает, что такое бедность, но здесь, в городе, нищета намного превосходит ту, что он видел и сам испытал в пригородах Асти, где провел свое детство. Всего несколько месяцев тому назад он поселился в церковном общежитии, где дон Джузеппе Кафассо готовил 45 пресвитеров, желая сделать из них «священников эпохи и общества, в которых они будут жить». Промышленный переворот спровоцировал массовую миграцию из деревни в город. Турин переживал самую настоящую революцию – человеческую, социальную и урбанистическую. Население выросло за короткое время на 17 процентов. Эти 17 процентов составляли рабочие, теснившиеся в лачугах, в том числе сироты, отданные на попечение дальним родственникам или непосредственно работодателям, нещадно их эксплуатировавшим. Дон Боско видит, как в воскресенье они шатаются по городу, похожие на «волков с испуганными глазами», как он говорил. Он встречает их и в тюрьме, куда ходит вместе с отцом Кафассо. Им нужна школа, работа… Им нужно место, где они смогут оставаться детьми. Разве не то же самое происходит сегодня в наших городах? Три дня спустя после первой встречи маленький каменщик возвращается, приводя с собой девятерых товарищей. А еще неделю спустя их становится двадцать пять. Необычная «труппа» растет изо дня в день.
По будням дон Боско навещает их на рабочих местах – забирается на строительные леса, заходит в мастерские. Он старается быть рядом с ними. А по воскресеньям собирает их всех вместе, молится с ними, играет, шутит, а когда позволяет время – отводит их к святыням Богородицы. Дон Боско знает каждого мальчика по имени. Они, сами о том не подозревая, узнают настоящую веселость, радость – ту, что исходит от христианской надежды, от уверенности, что мы находимся в руках Божиих. Воскресенье становится не просто «отступлением» в их нелегкой жизни. Новый друг принимает их в самую глубину своего сердца – и благодаря ему они, ничего не имея, обретают все.
В 1844 году благодаря маркизе Бароло дону Боско удается получить две комнаты и часовню для своих ребят. Он назвал ее «Ораторий Св. Франциска Сальского», поскольку маркиза велела написать портрет святого у входа. Дон Боско так говорил об этом месте: «Наше служение нуждалось в спокойной и мягкой обстановке: мы предали себя покровительству Св. Франциска Сальского, чтобы он вымолил для нас кротость, присущую ему самому». У мальчиков не было одежды, книг, иногда не хватало хлеба. Дон Боско ходил по семьям богатых горожан и просил милостыню, помня о словах апостола: «Любовь не превозносится, не гордится…». Помимо катехизиса, дон Боско преподает полуграмотным ребятам школьные предметы. Он также беседует с их работодателями, призывая соблюдать рабочий договор и хорошо относиться к его подопечным.
После разных перипетий и нескольких переездов, в 1846 году ораторий перемещается в район Вальдокко, где молодой священник снимает барак с земельным участком. Он просит свою маму – Маргариту – приехать помочь ему, стать матерью для бедных детей – а их к тому времени уже было около 500. Но по мнению дона Боско их было еще слишком мало – на фоне подросткового неблагополучия в Турине. Денег тоже нет, но Божественное провидение всегда приходит на помощь.
В атмосфере враждебности к христианству и ярко выраженного антиклерикализма, характерного для той эпохи (достаточно подумать о покушении на жизнь дона Боско), при мизерных средствах, - он старался показать своим воспитанникам, что есть только одна дорога к счастью, к новому человечеству: любовь, любовь ко Христу. Именно она позволяет совершать дела, невозможные с человеческой токи зрения.
Всего за несколько лет с помощью своих воспитанников, ставших самыми настоящими сотрудниками, дон Боско открыл новые оратории как в черте города, так и за его пределами. Он основал общежитие для сирот, построил новый храм, ему удалось даже получить от министерства внутренних дел субсидии для оратория. Священник использует все возможные средства, которые есть под рукой: он пишет книги, издает газету «Друг юности», выходившую два раза в неделю. А в 1853 году начинают свою работу первые две мастерские для обучения ремеслу: сапожному и портновскому. Вслед за ними открываются переплетная и столярная мастерские. Два года спустя появляется и внутренняя школа: первыми преподавателями ее стали те самые ребята, которых он в свое время собирал по лачугам. Расцветают призвания к священству. Тем, кто удивлялся, как ему все это удалось, дон Боско отвечал просто: «Я ничего не делал. Все – дело рук Богоматери…».
Как известно, последователи дона Боско воспитывали и воспитывают молодежь по особой «упредительной системе», о которой можно прочитать, например, в «Салезианском бюллетене», доступном и в России. Но не все понимают, что эта «система» ничего общего не имеет с педагогическими теориями, она не была разработана за письменным столом. Дон Боско принимал ребят так же, как их принимал любвеобильный Бог. Упредительная система, как пояснял сам дон Боско, основана на трех вещах: рассудок, религия, ласка. Но в первую очередь она опирается на слова св. апостола Павла: любовь милосердствует, долготерпит; любовь все терпит, на все уповает и поддерживает во всяком страдании. Поэтому только христиане могут успешно применять эту систему. Пожалуй, эти слова могут стать хорошим уроком для сегодняшних «наставников лаицизма».
Из этой «системы» расцветет множество «цветов»: это и Салезианская монашеская конгрегация, и святилище Девы Марии Помощницы Христиан, и Конгрегация Дочерей Пресвятой Девы Марии Помощницы Христиан, и салезианские миссионеры.
Дон Боско умер 31 января 1888 года. За три года до смерти он дал интервью «Римской газете». На вопрос о том, что он думает о современной церковной ситуации в Европе и в Италии, что думает о будущем Церкви, дон Боско ответил: «Никто, кроме Бога, не знает будущего. И все же, говоря по-человечески, можно верить, что наше будущее будет суровым. Мои прогнозы весьма печальны, но я ничего не страшусь. Бог всегда спасает Свою Церковь. А Богоматерь, зримо охраняющая современный мир, сумеет пробудить тех, кто будет содействовать делу искупления».